В более поздней мифологии Китая владыка преисподней или подземного царства звался Дицзан ванн. Считается, что это китайская версия бога бодхисатвы Кшитигарбха у буддистов. В его обязанность входило спасение человеческих душ из «подземного судилища». Получается, что он еще и владыка судьбы.
Дицзан ванн должен был бывать в аду и во имя сострадания, а также любви переводить те или иные души на небо. Но в отличие от той же Индии, в Китае этот бог считался главным владыкой ада, а ему подчинялись князья десяти судилищ. В особенности почитался в китайских провинциях Аньхой и Цзянсу. По «Саньцзяо coy шэнь цзи» в роли Дицзан ванна был обожествлён один буддийский монах, живший в государстве Силла, находящемся на Корейском полуострове.
А по иной версии он был родом из Индии. Так вот, монаха звали Фу Лобу, он был в монашестве Мулянь. А в Китай будто бы приплыл в 8 веке и поселился на горе Цзюхуашань, что в Аньхое. Почему его считали владыкой судьбы, остается загадкой. В 99 лет он вдруг собрал всех своих учеников, простился с ними, после чего сел в гроб, скрестил там ноги и умер. По легенде именно тогда он превратился во владыку преисподней. Впрочем, сам по себе культ Дицзан ванна был в древнем Китае еще задолго до появления этой легенды. Самым ранним упоминанием подобного божества считается то, которое относится к 6 столетию.
Культ Дицзан ванна
Этот бог изображается стоящим, в редких случаях сидящим, на нем в основном одеяние индийского, либо чаще даже китайского буддийского монаха. А еще у него традиционно бритая голова. В правой руке он держит металлический посох, на который надеты 6 оловянных колец, которые слегка позванивают во время ходьбы. Посох служит богу для открывания волшебных дверей диюй. В левой руке у Дицзан ванна жемчужина, ее свет освещает дорогу в сумрачном подземном мире.
Иногда кроме традиционного одеяния монаха также добавляется церемониальный головной убор, который носили государи того времени. И тогда божество изображают на троне. Как вариант, он может сидеть на льве. Иногда также его сопровождает пара святых, один из которых держит посох, в то время, как второй - жемчужину. Идя по судилищу, Дицзан ванн может оттуда вызволить души грешников, милостиво позволяя им возродиться опять.
Ровно 30-го дня 7-й луны, то есть в день рождения Дицзан ванна, устраивалось празднество. Принято было считать, что он спит все дни года, а бодрствует лишь в этот день. Тогда же зажигали свечи с ароматными курениями, а дети строили некие пагоды из кирпичей или из черепицы, женщины же делали себе юбки из красной бумаги, при этом совершая обряд их снятия.
Считалось, что это якобы облегчит им будущие роды. Об этом специфическом божестве существует сразу несколько религиозных сочинений, притом, как буддийских, так и тех, что относятся к тайным сектам. Например, 15-й день 7-й луны, то есть, в начале праздника поминовения голодных духов, к Дицзан ванну торжественно обращались с молитвами по поводу спасения из Преисподней душ упокоившихся предков или родителей.